Характеристики дизельного топлива

Кинематическая вязкость. От вязкости зависит процесс нагнетания и впрыска топлива. Она влияет также на смазывающие характеристики. Низкая вязкость топлива приводит к быстрому износу топливного насоса и форсунок. Напротив, высокая вязкость топлива усложняет холодный запуск, а также неблагоприятно сказывается на топливоподводящей системе, приводя к трещинам головок форсунок и подтеканию топлива, также может быть затруднен процесс регулировки подачи топлива.

 

От вязкости зависит процесс нагнетания и впрыска топлива. Она влияет также на смазывающие характеристики. Низкая вязкость топлива приводит к быстрому износу топливного насоса и форсунок. Напротив, высокая вязкость топлива усложняет холодный запуск, а также неблагоприятно сказывается на топливоподводящей системе, приводя к трещинам головок форсунок и подтеканию топлива, также может быть затруднен процесс регулировки подачи топлива.

Цетановое число - характеристика самовоспламеняемости, т.е. способности топлива воспламеняться без источника зажигания. Чем выше цетановое число, тем лучше воспламеняемость смеси при сжатии, тем более ровно горит топливная смесь, мягко работает двигатель. При цетановом числе меньше 40, топливо самовоспламеняется с запаздыванием и это приводит к жесткой работе двигателя, резко увеличивая износ деталей. Оптимальную работу стандартных двигателей обеспечивают дизельные топлива с цетановым числом 40—55. Топливо с цетановым числом выше 55 может привести к неконтролируемому разгону двигателя или его нестабильной работе, при цетановом числе больше 60 снижается полнота сгорания топлива, следовательно растет дымность выхлопных газов и повышается расход топлива. Согласно российским стандартам, цетановое число летнего и зимнего дизтоплива должно быть не менее 45 единиц.

Цетановый индекс. Цетановое число (расчетное) до добавления повышающей присадки в дизтопливо. Цетаноповышающие присадки по-разному влияют на физический и химический состав топлива, поэтому следует избегать их передозировки. Во избежание изменения состава, необходимо чтобы разница между цетановым числом и цетановым индексом была минимальной. Цетановый индекс является определяющим фактором качества дизельного на промежуточной стадии его производства.

Содержание серы. Дизельное топливо содержит некоторое количество сернистых соединений, влияющих на общие показатели кислотности топлива, работу выхлопной системы и ее коррозионную стойкость. Использование топлива с высоким процентным содержанием сернистых соединений существенно снижает срок службы катализаторов и узлов выхлопной системы. Углублённая очистка дизтоплива от серы в связи с переходом на более строгие стандарты, с одной стороны, улучшает его экологические показатели, а с другой, создаёт проблему снижения срока работы топливной системы двигателя из-за ухудшения смазывающих свойств дизтоплива. Эта проблема решается введением в топливо промышленным способом специальных присадок, улучшающих его смазывающие свойства. Присадки также предотвращают коррозионное изнашивание деталей двигателей и нагарообразование.

Температура помутнения. Температуру, при которой начинается процесс кристаллизации содержащегося в топливе парафина, называют температурой помутнения.

Предельная температура фильтруемости. Это наиболее высокая температура, при которой данный объем топлива не проходит через стандартный фильтр в установленное время при стандартизованных условиях охлаждения. Понижение температуры до этой точки и ниже приводит к закупорке топливных фильтров кристаллами парафина, что может привести к сбою работы двигателя. Подача топлива может не прекратиться полностью, но значительно уменьшиться, что приведет к существенной потере мощности установки. Именно поэтому рекомендуется тщательно подбирать топливо для эксплуатации в зимних условиях.

Температура застывания дизтоплива – температура, при которой происходит полная потеря текучести. Потеря текучести дизельного топлива обычно приводит к сбою запуска двигателя. Большинство топливных насосов не в состоянии работать должным образом, если топливо находится в состоянии, близком к точке потери текучести. Температура топлива должна поддерживаться на уровне 10 – 15°С выше этой точки.

Температура вспышки в закрытом тигле – самое низкое значение температуры топлива, при которой над поверхностью образуется воспламеняющаяся смесь паров, газов и воздуха.

Плотность топлива зависит от фракционного состава и температуры. Чем выше плотность топлива, тем больше энергии вырабатывается в процессе его сгорания и, соответственно, возрастают показатели эффективности и экономичности.

Фракционный состав, как и цетановое число, – это показатель качества дизтоплива. Он определяет расход топлива во время работы двигателя, легкость запуска и бесперебойность работы, износ деталей, образование нагара и закокосованности на форсунках, пригорания колец. Средняя испаряемость (температура выкипания половины объема топлива) отображает рабочие фракции топлива, от которых зависит запуск двигателя, время прогрева, стабильность и приемистость работы, плавность переключения режимов работы. Полнота испарения топлива – температура, при которой выкипает 95% топлива. Если ее значение велико, то топливо не успевает полностью испариться и оседает на стенках цилиндра в виде пленки или капель, что в свою очередь приводит к образованию нагара, разжижается масло и снижается рабочий ресурс.

Выдержка из ГОСТ Р 52368-2005

Наименование показателя
1 Цетановое число, не менее 51,0
2 Цетановый индекс, не менее 46,0
3 Плотность при 15 С, кг/куб.м 820 – 845
4 Полициклические ароматические углеводороды, % (по массе), не более 11
5 Содержание серы, мг/кг, не более, для топлива:  
  вид I 350
  вид II 50,0
  вид III 10,0
6 Температура вспышки в закрытом тигле, С, выше 55
7 Коксуемость 10%-ного остатка разгонки, % (по массе), не более 0,30
8 Зольность, % (по массе), не более 0,01
9 Содержание воды, мг/кг, не более 200
10 Общее загрязнение, мг/кг, не более 24
11 Коррозия медной пластинки (3 ч при 50 С), единицы по шкале Класс 1
12 Окислительная стабильность: общее количество осадка, г/куб. м, не более 25
13 Смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна износа при 60 С, мкм, не более 460
14 Кинематическая вязкость при 40 С, кв. мм/с 2,0-4,5
15 Фракционный состав:  
  при температуре 250 С , % (по объему), менее 65
  при температуре 350 С, % (по объему), не менее 85
  95% (по объему) перегоняется при температуре, С, не выше 360
16 Содержание метиловых эфиров жирных кислот, % (по объему), не более 5

 

Search