По основной классификации мазут делится на 2 вида: топочный и флотский. Первый используют как топливо в энергетической и промышленной сфере. У флотского мазута более узкая область применения, ограниченная судовыми двигателями и установками. В его составе присутствует прямогонный мазут (60-70%) и дизельное топливо с депрессорной присадкой (30-40%).
Наиболее распространенным видом тяжелого жидкого топлива выступает топочный мазут. Он бывает прямогонным (получается при первой перегонке сырой нефти) и крекингом – более тяжелым и высоковязким остатком процесса крекинга. В соответствии с ГОСТ 10585-2013 существует 2 марки топочного мазута – мазут М-40 и М-100, которые отличаются рядом технических характеристик.
Топочные мазуты
- Вязкость при 100 °C – 50 мм2/с, условная вязкость при 100 °C – 6,80 °ВУ.
- Температура вспышки – не ниже 110 °C.
- Зольность – не более 0,05% для малозольного и не более 0,14 зольного мазута.
- Массовая доля воды и механических примесей – не более 1%.
- Массовая доля серы – 0,5-3,5%.
- Содержание сероводорода – не более 10 мг/кг.
- Температура застывания – не выше 25 °C, при производстве из высокопарафинистой нефти – не выше 42 °C.
Технические характеристики
Вязкость при 50 °С, не более 5,0. Динамическая вязкость при 0 °С, Па*с, не более 2,7. Температура застывания, °С, не выше - 5. Плотность при 20 °С, кг/м3, не более 955